Студенческая Жизнь

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Йога>>

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Йога — (дев. योग) эзотерическая, изначально в рамках индуизма, система психосоматических методов достижения устойчивых измененных состояний сознания, включающая актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Слово «йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». Однако смысловых значений этого слова существует множество. Вот некоторые из них: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «преданность», «напряжение», «сопряжение», «сложение», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз», «служение», «сочетание» и т. п. Это слово похоже на латинское yugum, английское yoke, русское и украинское «иго» (ярмо). Впервые встречается в Ригведе — древнейшем из сохранившихся памятников индийской культуры, а, возможно и человечества. «Однако в ранних ее частях употребляется в связи с колесницами царя богов Индры или Сурьи (Солнца), влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряженными в упряжку». По мере формирования индийской культуры слово «йога» приобретало новые значения. «Образ упряжки становится символом некого обуздания, соединения и управления». Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания

Также, Йога — индийская философская школа (даршана) брахманизма, сформулированная Патанджали в Йога-Сутре предположительно в период с I века до н. э. до II века н. э.

Йога очень популярна в Индии, а в XX веке стала весьма популярна на Западе. На сегодня насчитывается более 1000 различных общественных организаций, популяризирующих йогу по всему миру.

Общим для всех разновидностей йоги является то, что они представляют собой практики, нацеленные на достижение измененного состояния сознания — самадхи. Различия проявляются в методах, которые для этого используются и в том как понимается это состояние. Как правило практики, имеющие древнюю историю, такие как классическая йога, бхакти-йога, и др., зарождались в рамках тех или иных культов индуистских божеств, после чего их методология систематизировалась в текстах, представляющих уже самостоятельное учение.

Хатха-йога — Функции тела, дыхание
Карма-йога — Поступки и бескорыстная деятельность
Бхакти-йога — Божественная любовь, самоотдача

0

2

Хатха-Йога (на Санскрите हठयोग hʌʈʰʌjo:gʌ) — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций.
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаям). В основе Хатха-Йоги лежит основной этический принцип Ахимса. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма.

Хатха-йога помогает сделать первые шаги с самого необходимого — со способов обретения полноценного здоровья, задействовав скрытые резервы собственного организма; своими силами, своей волей добиться полного исцеления и обновления.

Хатха-йога включает в себя специально подобранный комплекс доступных и поразительно эффективных тренировочных методов (асан, сопровождаемых определенным дыханием, и пранаям). Разные упражнения укрепляют разные части тела и органы, уничтожают и предотвращают определенные болезни. При определенных позах происходит нажатие на особые нервные центры, а они, в свою очередь, воздействуют на определенные органы, которые не работают должным образом, и помогают им войти в норму.

[править]
Пранаяма и асаны

Дыхание человека является основой жизни. Воздействие дыхательных упражнений на тело настолько мощно, что, делая только одни пранаямы, — можно поправить здоровье. А в комбинации с асанами человек при условии регулярных занятий будет всегда иметь здоровое тело и интеллект.

Несмотря на эффективность асан самих по себе, пранаяма способна придать им силу. Пранаяма применяется для накопления энергии — очищения и наполнения силой структуры человека, подготовленной посредством практики асан.

Основной задачей пранаямы является очищение дыхательной системы и поставка к клеткам всего тела высококачественной крови.

Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)

Также пранаяма и асаны помогают укрепить и успокоить нервы, снять напряжение. Хатха-йога — это искусство быстрого отдыха и расслабления тела, поскольку только после расслабления мускулов приходит покой ума.

Движение тела, течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.

Йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью — учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.

[править]
Этимология

Термин «Хатха» символический и несет глубокий философский смысл. «Ха» — солнце, «Тха» — луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем (тепло — холод, положительное — отрицательное, свет — тьма, электрон — позитрон, мужчина — женщина и так далее). Единство и гармония противоположностей создают равновесие. Йога на санскрите означает «союз», «единение».

0

3

Карма-йога (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как буддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Всевышнего.

В «Бхагавад-гите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавад-гита» представляет собой отрывок из другого литературного призведения Махабхараты. Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле битвы, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.

Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.

Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина карма-йога — «единение через действие».

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого индивида без принятия во внимания личных эгоистических желаний и вкусов, — действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, - так он придёт ко Всевышнему.

В данном случае с Арджуной в «Бхагавад-гите», это нашло своё выражение в том, что Арджуна пошёл сражаться в битве за правое дело, выполняя свой долг воина и божественный план Кришны несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, он не хотел сражаться.

Кришна затем объясняет, как Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Верховной Личности Бога: Поэтому, о Aрджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!

Кришна описывает, что предписанные обязанности, выполняемые без ожидания результата и эгоистичной мотивации очищает ум и постепенно возвышает индивида до трансцендентного уровня. Кришна также описывает, что нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность для практики духовной жизни — так как состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.

Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет индивиду усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.

Также как и другие философии индуизма, карма-йога основывается на общем понимании законов кармы и реинкарнации (самсары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами (кармами) как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивид полностью не освобождается от груза кармы и не достигает освобождения, которое в санскритской терминологии индийской философии называется мокша.

Шанкара утверждает, что практика карма-йоги приводит к очищению ума и является путём к гьяна-йоге, которая в конце-концов приводит к самоосознанию и мокше.

Некоторые индийские философы относят Будду к карма-йогам. Так Свами Вивекананда утверждал следующее: Будда является примером идеального карма-йоги… он действовал совершенно бескорыстно — он является самой великой личностью, когда либо родившейся на этой планете, с ним никто не может сравнится, в нём непревзойдённо сочетались разум и сердце.

Мата Амританандамайи говорит: Красота и очарование беззаветной любви и служения не должны исчезнуть с лица земли. Мир должен знать, что жизнь, вдохновлённая любовью и посвящённая служению человечеству, возможна. Медитация и изучение писаний - это как две стороны одной монеты. Гравировка на этой монете представляет собой бескорыстное служение, и это именно она даёт монете её настоящую ценность. Наше сострадание и самоотверженные действия дают нам возможность постичь всю глубину истины и избавится от нашего ложного эго, которое скрывает наше истинное «Я». Самоотверженная деятельность без привязанности к её плодам приводит к освобождению. Такая деятельность не является просто работой — это карма-йога.

0

4

Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga?) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.

Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу. В «Бхагавата-пурана», бхакти описывается как стадия совершенства превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, гьяна-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, традиционно существуют девять форм бхакти-йоги.

«Бхакти» — это санскритский термин, который используется для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Практика развития взаимоотношений с Богом называется бхакти-йогой. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:
шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В кришнаизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

Бхакти включает в себя ряд общих принципов, также характерных для других мировых религий.

Движения бхакти являются монотеистическими по своей направленности и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как Верховной ипостаси Бога. Эти движения, появившиеся вслед за установлением трёх систем веданты, влили новые силы в индуизм и явились ответом на эмоциональные и мировозренческие запросы Индии, которые также нашли своё выражение в Бхаратанатьям и произвели радикальный переворот в индуисских обрядах и молитвах сравнимый лишь с влиянием Шанкарачарьи. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.

В то время как новые философские течения, появлявшиеся в Индии на протяжении истории, работали в основном на интелектуально-мировозренческом уровне, меняя образ мысли людей, бхакти всегда легко находила путь в сердца всех благодаря тому, что взывала к самому естественному чувству любви и перенаправляло его от бренных объектов материального бытия на высочайшие цели самоосознания и любовного служения Богу. Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, закованных в строгие правила кастовой реалии.

Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ненужных и поверхностных ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.

Несмотря на обширное религиозное и философское применение «Бхагавад-гиты» в различных её толкованиях многочисленными течениями индуизма, «Бхагавад-гита» является также богословской основой индуистского теизма бхакти, в особенности в вайшнавизме.

Из слов Кришны в «Бхагавад-гите» очевидно, бхакти является могущественнейшей движущей силой в духовной жизни вайшнава-преданного: Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придёшь ко Мне.
Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога.

Девять форм бхакти-йоги

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:
Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
Смарана («памятование о Боге») — внутреняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение кокого-либо конкретного личного служения Богу.
Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

0



Создать форум.