Карма-йога (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как буддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.
Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Всевышнего.
В «Бхагавад-гите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавад-гита» представляет собой отрывок из другого литературного призведения Махабхараты. Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле битвы, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.
Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина карма-йога — «единение через действие».
Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого индивида без принятия во внимания личных эгоистических желаний и вкусов, — действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, - так он придёт ко Всевышнему.
В данном случае с Арджуной в «Бхагавад-гите», это нашло своё выражение в том, что Арджуна пошёл сражаться в битве за правое дело, выполняя свой долг воина и божественный план Кришны несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, он не хотел сражаться.
Кришна затем объясняет, как Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Верховной Личности Бога: Поэтому, о Aрджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!
Кришна описывает, что предписанные обязанности, выполняемые без ожидания результата и эгоистичной мотивации очищает ум и постепенно возвышает индивида до трансцендентного уровня. Кришна также описывает, что нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность для практики духовной жизни — так как состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.
Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет индивиду усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.
Также как и другие философии индуизма, карма-йога основывается на общем понимании законов кармы и реинкарнации (самсары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами (кармами) как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивид полностью не освобождается от груза кармы и не достигает освобождения, которое в санскритской терминологии индийской философии называется мокша.
Шанкара утверждает, что практика карма-йоги приводит к очищению ума и является путём к гьяна-йоге, которая в конце-концов приводит к самоосознанию и мокше.
Некоторые индийские философы относят Будду к карма-йогам. Так Свами Вивекананда утверждал следующее: Будда является примером идеального карма-йоги… он действовал совершенно бескорыстно — он является самой великой личностью, когда либо родившейся на этой планете, с ним никто не может сравнится, в нём непревзойдённо сочетались разум и сердце.
Мата Амританандамайи говорит: Красота и очарование беззаветной любви и служения не должны исчезнуть с лица земли. Мир должен знать, что жизнь, вдохновлённая любовью и посвящённая служению человечеству, возможна. Медитация и изучение писаний - это как две стороны одной монеты. Гравировка на этой монете представляет собой бескорыстное служение, и это именно она даёт монете её настоящую ценность. Наше сострадание и самоотверженные действия дают нам возможность постичь всю глубину истины и избавится от нашего ложного эго, которое скрывает наше истинное «Я». Самоотверженная деятельность без привязанности к её плодам приводит к освобождению. Такая деятельность не является просто работой — это карма-йога.