Влияние табачного дыма на организм курильщика неоднократно рассматривалось со многих позиций. Однако не было исследований о влиянии дыма, проходящего через водяной фильтр, как в кальяне. А также мало изучено это явление с социологической точки зрения. Действительно, с этой точки зрения, нам приходится констатировать, что уже более четырех веков, ежедневно кальян окрашивает жизнь и подчиняет своему ритму десятки миллионов людей, в общественных заведениях или дома.
Практика курения кальяна стала настоящим массовым явлением и сегодня продолжает активно развиваться.
Табак для кальяна представлен главным образом тремя формами:
Первый - "tumbak", обычный табак (Nicotiana Rustica), содержащий много никотина, наиболее используемый сегодня в Иране. Курильщик смачивает его водой, отжимает и плотно укладывает в чашу кальяна.
Второй тип - "mu essel", табак, пропитанный патокой и ароматизированный различными фруктовыми стружками.
Третья форма - "jurak", может считаться промежуточной.
В кальяне дым охлаждается, проходя через воду, охлаждение сопровождается фильтрованием. Дым от кальяна, лишенный таких веществ как акролеин и альдегиды, в отличие от сигаретного дыма, не раздражает слизистых оболочек горла или носа курильщиков и некурящих, находящихся поблизости от кальяна. Этот факт частично объясняет общественное увлечение и широкое распространения такого способа курения табака как кальян.
Прохождение дыма через воду к тому же сокращает количество смол, дегтя и других веществ потенциально канцерогенного никотина. Первоначально табак перегоняется в чаше от раскаленных углей, далее дым спускается по шахте, которая погружена в воду, после этой "промывки" дым поднимается вдоль шланга и через мундштук попадает в легкие курильщика.
Различные научные исследования показали, что фильтрование дыма табака через воду в кальяне сокращает содержание: никотина, до 90 % фенолов, до 50 % мелких твердых частиц, бензопирена (benzo(a)pirene), ароматических углеводородов полицикликена (polycyclique). Отмечается сокращение канцерогенного потенциала дыма, который пересек воду по сравнению с тем, который не прошел такой фильтрации.
Проходя через воду, дым очищается от акролеина (acroleine) и ацеталдегида (acetaldehyde), веществ, вредных для альвеолярных макрофагов (macrophages), главных ячеек защиты легких и важных элементов иммунной системы человека. Акрам Шафи (Akram Chafei ) в своих исследованиях египетского кальяна отмечает, что курение кальяна, как и курение сигареты, "…несет острые изменения в легочной функции". В то время как дым сигареты затрагивает маленькие окончания дыхательных путей бронхиол (bronchioles) участвующих в легочном кровоснабжении, дым кальяна "… производит немедленный эффект на крупных дыхательных путях".
Но наиболее интересны недавние исследования К. Макарон (C.Macaron). Её заслуга и уникальность исследований заключаются в том, что она изучала исключительно курильщиков кальяна. Таким образом, были отделены смешанные курильщики сигарет и кальяна и те, кто курил сигареты раньше.
Содержание в крови котонина (cotinine) у курильщиков кальяна повышено, по сравнению с курильщиками сигарет. Автор считает, что, если вероятно, что дым, проходя через воду, теряет концентрацию некоторых из своих компонентов, то другие элементы остаются, вероятно, неизменным. На этом основании исследователи считают, что "очищающий" результат действия воды на дым аннулируется.
Между тем, отметим, что случайные курильщики кальяна, а они представляют большинство его любителей, не имеют табачной или никотиновой зависимости. Они практически никогда не курят сигарет, потому что ищут, прежде всего, новые ароматы, вкус, обстановку, подобно некоторым любителям кофе. Кроме того, часто, такие курильщики просто следуют моде или хотят казаться "крутыми". Они смакуют кальян на уровне вкусовых бугорков, не испытывая потребности вдыхать дым. Если среди них и наблюдается зависимость то это, скорее всего поведенческая или общественная зависимость.
При помощи специального аппарата Smokelyzer было измерено альвеолярное содержание CO у различных типов курильщиков. Выводы совпали с результатами, которые приводились выше, у курильщиков кальяна был обнаружен повышенный уровень моноксида углерода. Этот газ образуется в процессе любого медленного или неполного сжигания, как это происходит с табаком в кальяне. Уровень моноксида углерода колеблется в рамках от 10 ppm до 60 ppm, в зависимости от индивидуума и степени проветривания помещения - в непроветриваемой комнате, повышено содержание CO -
до 28 %. Именно этот газ провоцирует увеличение частоты сердечных сокращений.
Что касается незначительного опьянения, наблюдаемого у курильщиков после курения кальяна, оно не вызвано никакими опиатами, к тому же и не содержащимися в табаке для кальяна, а обуславливается действием того же моноксида углерода.
Наконец, заядлый курильщик кальяна объясняет, что он не может не курить кальян более двух дней. Этот срок связан не с полураспадом никотина, который происходит приблизительно через 2 часа после курения, а с котонином (cotinine), полураспад которого колеблется между 15 и 20 часами. При всем обилии, сегодня нет стройной гипотезы о природе такой зависимости.
Министерствам здравоохранения, сегодня следовало бы направить свои усилия на разработку продукции для кальяна, снижающей содержание в дыме сигареты моноксид углерода, это могут быть альтернативные источники нагревания, например электрические, заменяющие сжигание угля или специальные фильтры.